Олег Лазарев (ollazarev) wrote,
Олег Лазарев
ollazarev

Category:

Как сын барский в лаптях ходил

Шагает себе крестьянин по деревенской улице, а навстречу ему повозка.
- Ты чейный будешь-то?! - кричат с повозки.
- Цымбарский!
- Ха! - отвечают ему. - Чего ж ты, коли сын барский, лапти-то надел?!


Такая вот шутливая история из уст в уста передавалась в бабушкиной деревне Вацкое Арзамасского района Нижегородской области. Ленинское (оно же Цымбарское, также Своробоярское до революции) - соседнее село, из которого собственно и шел незадачливый "барский сын". В селе этом в советские годы еще действовала церковь Покрова Пресвятой Богородицы, куда бабушка за несколько километров ходила в детстве на богослужения.
В конце августа мне посчастливилось побывать в Цымбарском: осознать расстояние, которое по проселочной дороге от родной деревни преодолевала когда-то бабушка; увидеть чудом сохранившиеся росписи и элементы внутренного архитектурного убранства Покровской церкви, в день храмового праздника которой 87 лет назад бабушка появилась на свет... В этот день село отмечало свой праздник. Праздник Покрова всегда занимал особое место в сознании русского человека. "Я поверил от рожденья В богородицын покров" - написано в первом сборнике стихов "последнего поэта деревни" Сергея Есенина.
Приглашаю вслед за мной, отворив ветхие ворота Цымбарского храма, осмотреть остатки его былого благолепия и красоты.




Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Ленинское Арзамасского района Нижегородской области. Не действует



По фотографии видно, что храм использовался в хозяйственных целях, но образ благословляющего Христа над входом сохранился на удивление хорошо.


Так храм выглядит изнутри.


Притча о блудном сыне. О покаянии и зависти. Уже стерлись лики отца и младшего, блудного, сына, а сын старший все смотрит с укором: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка" (Лк. 15, 29-30).


Уцелевшая часть Евангельского сюжета о силе веры и маловерии первоверховного апостола Петра: "Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?" (Мф. 14, 28-31)


По мнению svyatoslav, на этом фрагменте храмовой росписи изображено призвание рыбаков на апостольство. Думаю, так оно и есть. "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним." (Мф. 4, 18-22)


Сюжет "Арест Иисуса" в западной части алтаря: "И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. <...> И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо" (Мф. 26, 47-51)



Уцелевшие фрагменты "Тайной вечери" в восточной части алтаря. Евхаристическая чаша пребывает здесь доныне.

Между деревней Вацкое и селом Ленинским (Цымбарское) простираются вспаханные поля чернозема. Откроем "Материалы к оценке земель Нижегородской губернии" (Санкт-Петербург, 1884 г.):

Села Вацково и Цымбарское (Своробоярское тож).
Эти два села лежат на водоразделе между Акшей и Озеркой, в 5 и 8 верстах от Теши. Близ Вацкова (по овражкам) встречаются рощи. На север от обоих селений тянутся почвы черноземного типа <...>; на юговосток простираются или лесныя почвы, или переходныя к чернозему. <...> Между Цымбарским и Вацковым и прямо на юг от Вацкова также виднелись лесные суглинки. <...> В оврагах близ Цымбарского обнажен желтобурый суглинок, с валунчиками, без стяжений извести; но на запад и югозапад от этого села, на ровной местности, по склону к Акше, мы опять встречаем почвы, переходныя к чернозему. Близ самых сел - почвы, благодаря культуре, вообще несколько темнее, нежели в дальних участках полей.

Окидывая взгядом наши природные богатства, нашу землю, невольно вспоминаешь о людях, трудящихся и трудившихся на ней, о широте их души, простирающейся от горизонта до горизонта. 87 лет назад здесь кипела сельская жизнь, а сейчас лишь редкий дачник или турист изредка проедет на своем автомобиле. Красива и статна даль плодородного русского поля, снежной ли зимой, золотой ли осенью или сочным зеленым летом. Красива настолько, что хочется видеть ее снова и снова, которую полюбив однажды, не разлюбишь уже никогда.
Tags: деревня, покров, православие, путешествия, русская душа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment